СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности, порок нейропсихического развития. В международной классификации болезней считался эмоциональным и поведенческим расстройством, в новой редакции МКБ-11 относится к нарушениям развития нервной системы.

Согласно полученным цифрам, сложности у гиперактивных личностей при отсутствии должного лечения сохраняются во взрослой жизни . Ранее считалось, что симптомы проявляются в основном у детей.

В результате исследований ученых из Дании установлено, что риск ранней смерти у лиц с СДВГ в 1,93- 3,01 раза выше, чем у здоровых ровесников. У девушек с таким диагнозом в три раза чаще случается беременность в подростковом возрасте. Результаты связывают с дефицитом внимания , склонностью к необдуманным решениям, рискованному сексуальному поведению молодых людей при отсутствии терапии в детстве.

Заболевание характеризуется патологическими чертами в трех категориях:

  • Недостаточность концентрации
  • Повышенная двигательная активность
  • Импульсивность (сложности с контролем поступков, эмоций)

Данные стран мира о частоте распространения синдрома дефицита внимания — от 5 до 20%. Сведения говорят о том, что у мальчиков он встречается чаще, чем у девочек. Соотношения зависят от критериев, методов и групп анализа.

Причины СДВГ

В озникновение болезни обусловлено дисбалансом обменных процессов в коре, теменной и лобной долей головного мозга. При данном дефекте трансмиттеры — вещества , передающие сигналы нервным клеткам, дают сбой. В этой химической структуре врачами выделяются дофамин и норэпинефрин. Эффективность нейромедиаторов в значительной мере отвечает за когнитивные и моторные функции тела.

Нейронные связи рецепторов дофамина ассоциируются со следующими способностями человека:

  • Спокойный сон
  • Сосредоточение
  • Самоконтроль
  • Удовольствие
  • Мотивация
  • Целеустремленность

Неправильная работа структур, отвечающих за выработку норадреналина, вызывает агрессию, тревогу, повышенную активность, забывчивость, нелогичное поведение .

Происхождение

Предпосылки до конца не изучены. В ходе крупнейших международных исследований установлено, что предрасположенность к формированию у детей СДВГ на 75-80% обусловлена генетически . Ученые выявили 12 участков генома, вариации в независимых локусах, которые повышают риск появления синдрома дефицита внимания . Мутации MAP1A увеличивают вероятность появления у потомства гиперактивности или аутизма в 15 раз.

Кроме наследственности, основы этих расстройств :

  • Стресс матери во время беременности
  • Ухудшение экологической ситуации
  • Гипоксия, плохое мозговое кровообращение как следствие тяжелых родов
  • Воздействие лекарств, например , противоэпилептических вальпроатов
  • Прием беременной алкоголя, наркотиков, курения
  • Травмы головы, мозговые кровоизлияния
  • Родовые осложнения

Существенный фактор — негативная домашняя обстановка. Под этим понимается недостаточное материальное обеспечение, несбалансированный рацион, токсичные отношения, ссоры и конфликты, неблагоприятный микроклимат в семье, алкоголизм, гиперопека, чрезмерная требовательность, тревожность родителей.

В целом причина патологии обусловлена сочетанием как органических, генетических, экологических, так и социально-психологических факторов.

По наблюдениям российских и зарубежных ученых во многих семьях синдром есть у отцов, матерей, братьев или сестер обследуемых. Не больше 30% людей компенсируют нездоровые черты к зрелости без необходимой медицинской помощи. Большое заблуждение родителей выражается в том, что имея схожую историю детства, они уверены, что сын или дочь «перерастет». Бездействовать — значит подвергать ребенка риску не справиться и получить на выходе большой букет сопутствующих психических проблем. Можно облегчить самочувствие больного, обеспечив успешную, здоровую жизнь в будущем.

Лечение СДВГ

Эффективное лечение требует тщательного обследования пациента . Из-за сложности постановки диагноза иногда врачи придерживаются размытых формулировок, когда речь идет о раннем детстве. Невроподобный, психоподобный синдромы, ЗПР, ЗППР, минимальная мозговая дисфункция — это только часть того, что близкие получают в качестве оценки состояния ребенка.

Диагностика должна включать в себя наблюдение психиатра, психолога и невролога, сбор сведений путем лабораторных анализов, изучение анамнеза, проведение тестов, использование классификаций, оценочных шкал. Для дифференциации других заболеваний со схожими симптомами может потребоваться ЭЭГ мониторинг с грамотной расшифровкой. В клинике душевного здоровья Кордия вы можете пройти комплексное обследование. Центр работает с функциональными расстройствами у детей от 1 года.

В лечении СДВГ важен системный подход. Эффективное восстановление возможно с помощью медицинских препаратов, педагогических методов, психологической, поведенческой терапии , других видов реабилитации. Необходима программа воздействия, которая учитывает конкретные характеристики больного.

Члены семей , в которых есть близкие со сложным заболеванием, нуждаются в поддержке и консультациях психологов. Родные играют важную роль в процессе реабилитации, становления личности индивидуума. Иногда близким требуется психологическая помощь, так как в этой ситуации любой человек испытывает сильный стресс. У отцов и матерей «сложных» детей встречаются серьезные депрессии, высокая тревожность, глубокое чувство вины, страхи.

СДВГ — симптомы, характерное восприятие, реакции

Симптомы имеют различную степень интенсивности. Это зависит от возраста, структуры личности, выраженности заболевания. Синдром дефицита внимания и гиперактивности бывает:

  • С недостатком концентрации
  • С преимуществом гиперактивности, импульсивности
  • Смешанного типа

СДВГ в раннем возрасте

До 3 лет отличить типичные капризы от реакций, которые выходят за пределы нормы, достаточно трудно. Есть некоторые признаки, которые должны насторожить родителей. В разных регионах имеют место как факты гипердиагностики, так и трудности с ранней постановкой диагноза. Ситуации, когда он ставился до 3-5 лет, крайне редки. В клинике Кордия вы можете продиагностировать и составить программу реабилитации для ребенка от года.

Первые признаки в детстве:

  • Частые истерики, возбудимость
  • Задержка речи
  • Постоянное переключение интереса с предмета на предмет
  • Плохие навыки имитации
  • Непоследовательные действия с объектами
  • Отсутствие длительного интереса к чему-либо
  • Некачественное восприятие обращенной речи
  • Нетерпеливость, раздражительность
  • Частая смена настроения
  • Быстрая, громкая, неразборчивая речь
  • Импульсивные действия, пренебрежение опасностью
  • Проблемы со сном
  • Чрезмерная активность, бессистемность движений
  • Быстрое или медленное развитие в сравнении со сверстниками

Основанием для беспокойства становятся пункты из списка, которые повторяются в разной обстановке и условиях не менее 6 месяцев.

СДВГ в дошкольном возрасте

По мере роста личности отклонения от нормы становятся все заметнее. Дошкольник активен, постоянно в движении, бегает, прыгает, ломает игрушки. Во время самостоятельной деятельности неоднократно отвлекается, постоянно переходит от одной игры к другой. Забывает о повседневных обязанностях чистить зубы, убирать вещи за собой, выкидывать мусор в ведро.

Кажется, что ребенок игнорирует просьбы и призывы. Он забывает выполнять обещания. Невнимателен к инструкциям, начинает нарушать правила. Наказания, угрозы обычно не приводят к положительным сдвигам в воспитании.

Дошкольник испытывает сложности на занятиях , требующих усидчивости. Невнимателен к деталям, ему сложно выполнить задание до конца . Дошкольнику нравится играть , он легко идет на контакт. Но проявления недостатка концентрации не позволяют ему усвоить правила игры до конца . Он реагирует чрезвычайно бурно, импульсивно. Малыш вспыльчивый и неуравновешенный. В играх он проявляет нетерпимость, стремится руководить, периодически демонстрирует агрессию. Подобные отрицательные моменты приводят к ссорам и конфликтам. Это сказывается на отношении воспитателей, других родителей к дошкольнику. В таких обстоятельствах его описывают как «невоспитанного», «грубого», «неуправляемого».

Ребенок врывается в разговоры, не дослушивает вопрос до конца, пристает, мешает другим, не может спокойно сидеть в транспорте, стоять в очереди. Он подвижен, болтлив, нетерпелив и беспокоен.

Также наблюдаются несовершенность координации, существует слабость моторики. Дошкольник с трудом учится завязывать шнурки, делать аппликации, ездить на велосипеде, бросать мяч в корзину, выбивать кегли, давать меткий пас другим участникам командной игры.

К сожалению, такое положение вещей сказывается на эмоциональном фоне субъекта не лучшим образом. Страдает самооценка и уверенность в себе. Зачастую появляется тревожность. Малыш может замкнуться, стать настороженным.

Часто появляются сопутствующие диспраксия, тикозные расстройства, энурез, онихофагия.

СДВГ в школьные годы

Школа требует освоения навыков, которые вызывают наибольшие сложности у ребят с СДВГ. Для обучения чтению, счету, письму им требуется сосредоточение, самоконтроль и усидчивость. На уроках крайне сложно слушать, понимать объяснения учителя. Успеваемость плохая. В организации учебного процесса от учащегося требуется соблюдение дисциплины. Гиперактивный юнец выкрикивает с места, крутится, шумит. Ему трудно усидеть на месте, сосредоточиться. Школьная программа сложна, задания многоступенчатые, а молодой человек в силу своего восприятия испытывает большие трудности с выполнением инструкций . Интеллект нередко остается высоким или выше среднего, но возбудимость и слабость концентрации мешают прогрессу. Становление когнитивных, исполнительных функций замедляется.

Забывчивость, неорганизованность, рассеянность присущи таким детям. Они забывают вещи, форму. Путаются в условиях задания, не доделывая его до конца.

У школьников в подобном положении есть все шансы остаться на второй год . Обычно учитель считает такого ученика способным, но ленивым, безответственным, рассеянным. Иногда приходится менять класс или школу, но это редко положительно влияет на отпрыска. В тяжелых случаях единственным возможным вариантом для школьника становится уход на семейное или домашнее обучение.

В большинстве случаев диагностируются такие специфические осложнения обучения как дисграфия, дислексия, дискалькулия. Нередко возникают головные боль, мигрени, неустойчивость сна и настроения.

СДВГ у подростков

На первый план выходят взаимоотношения с окружающими. Подростку с СДВГ трудно найти друзей, влиться в коллектив. Характерны истеричность, агрессивность, вызывающая манера. Недооцененными, одинокими, непонятыми чувствуют себя такие личности в отрочестве. Молодые люди склонны к риску, различным зависимостям, нарушению закона.

Если по каким-то причинам медикаментозная помощь не оказывалась, к этому моменту у подростков зачастую появляются другие психические осложнения дополнительно к данной патологии. Например, тревожное или биполярное расстройства, неврозы, депрессивные состояния и др.

Юноши и девушки несамостоятельны, им трудно организовывать выполнение поручений, продумывать собственную систему действий. Для них характерна безответственность, неоправданные риск, бунт против правил, провокативность. Такие подростки нередко попадают в плохие компании, криминальные истории, неоднократно получают травмы.

СДВГ у взрослых

Сбой естественных функций нервной системы осложняет жизнь людей и после совершеннолетия. Содержание гиперактивности сглаживается, но все остальные слабые места остаются. Лица, имеющие водительские права , чаще попадают в аварии. Вспыльчивость, импульсивность, сумасбродство осложняют взаимодействие с социумом. Неустойчивость настроения, склонность к стрессам, раздражительность, нетерпеливость, неумение слушать собеседника приводят к неустроенности личной жизни.

Сложности в работе выражаются в рассеянности, игнорировании деталей и дезорганизации. Им трудно сосредоточиться, выполнять несколько задач одновременно. Они плохо ориентируются во времени, не умеют гармонично распределять силы.

У таких людей выше вероятность возникновения зависимостей от лекарств, азартных игр, алкоголя, наркотических веществ. Чаще появляются фобии, различные страхи. Возникают трудности с законом. Дополнительным осложнением является склонность к поиску острых ощущений, экстремальному спорту.

Препараты от СДВГ

Все врачи признают действенность комплексного подхода. В детском возрасте используют фармакологическую продукцию в разрешенных минимальных дозах, только в случае необходимости. Показания к использованию лекарств индивидуальны, часто без них не обойтись. Многие реакции нервной системы отличаются чрезмерной интенсивностью или недостаточностью проявлений. Это мешает усвоению информации, развитию исполнительных функций и высших психических реакций организма. При этом ЦНС активно развивается, сложности наслаиваются как снежный ком, одни процессы влекут за собой череду других негативных последствий. По этой причине грамотное медицинское вмешательство существенно облегчает реабилитацию клиента, помогает добиться улучшения реакций, компенсации отставания навыков.

В нашем центре главным является принцип «не навреди». Медикаменты назначаются строго по показаниям. Лекарства принимаются в течение определенного периода. Это может быть начальный или переходный этапы, фаза обострения или кризиса. Постепенно акцент смещается на формирование навыков самоконтроля, работу с дефектологами, психологами, другие способы вмешательства.

Лекарственные средства, используемые в нашей стране для регулирования дефектов ЦНС, можно разделить по направленности воздействия:

  • Ноотропы. Большая неоднородная категория веществ , суть действия которых сводится к улучшению функций головного мозга, а также нейронных процессов.
  • Атомоксетин (Страттера). Не относится к стимуляторам ЦНС. Увеличивает концентрацию дофамина, норадреналина в префронтальной коре.
  • Стимуляторы слабого действия.
  • Нейролептики. Оказывают антипсихотическое, седативное, противотревожное действие. Влияют на дофаминовые рецепторы, метаболизм серотонина и других трансмиттеров. Медикаменты этого вида отличаются по механизму воздействия. Они подбираются индивидуально, назначаются строго по показаниям.
  • Антидепрессанты. Назначаются в случае коморбидных состояний, таких как депрессия, ОКР.
  • Витаминно-минеральные комплексы, пищевые добавки, аминокислоты, соли лития

Во многих странах используют препарат метилфенидат (Риталин). Он включен в группу веществ второго списка наравне с кокаином, морфином, амфетамином. По эффективности, токсичности и необходимости данного вещества ведутся споры на государственном уровне многих стран. В России он запрещен, поэтому не используется.

Выбор пути решения

В зависимости от тяжести симптомов коррекция проводится амбулаторно, в условиях дневного пребывания или комплексно в стационаре. Для хорошего результата необходима тщательная диагностика, консультация врачей разного профиля, хорошо составленная программа вмешательства.

Все это вы можете получить в клинике душевного здоровья Кордия. В числе наших сотрудников —доктора наук, профессора, врачи высшей категории. Все решения взвешиваются, благодаря использованию телемедицины проводятся коллективные консультации для выбора наилучшей стратегии работы.

В нашем центре есть возможность сдать все необходимые лабораторные анализы, провести подробные обследования на современном оборудовании. В медицинском центре практикуются уникальные методы диагностики и программы ухода за пациентами, В разделе нашего сайта представлены все обязательные лицензии, а также разрешительные документы. Мы работаем с детьми от года.

В нашем стационаре уютная обстановка и комфортные условия. Есть возможность находиться вместе с сыном или дочкой. Мы предлагаем сбалансированное шестиразовое питание, круглосуточную заботу и уход.

Реабилитация детей и взрослых с СДВГ представлена такими направлениями, как:

  • Поведенческие методы
  • Психотерапия
  • Нейропсихологическая коррекция
  • Гештальт-терапия.
  • Просветительская работа с семьей
  • Тренинги социальных навыков
  • Психолого-педагогический подход
  • Комплексное использование медикаментозных инструментов, немедикаментозных приемов.

Системный подход очень важен. Без воздействия лекарств педагогические методы, психологический подход бывают неэффективны. Ребенок просто не готов физически усвоить материал в силу сильнейшей возбудимости и импульсивности. Одновременно с этим, необдуманное назначение медикаментов имеет негативные последствия для растущего организма: дозировка, состав подбирается исходя из степени выраженности симптомов после глубокого обследования. Это нужно учесть при выборе медицинского учреждения.

В основе гештальт методики лежит осознанное управление эмоциями. Терапевт предлагает в качестве площадки рисунок, скульптуру, игру, сенсорику. С помощью этих ресурсов дети учатся контролировать проявления чувств. Символическая проекция направлена на проработку жизненных ситуаций. При выборе метода психолог учитывает возраст ребенка. Подростки примеряют на себя различные социальные роли в драматических импровизациях. Это помогает наладить контакт с миром, избавляет детей от комплексов, они чувствуют себя увереннее.

Психотерапевты работают с родственниками, чтобы исключить такие явления, как:

  • Гиперопека
  • Созависимость
  • Психологическое давление на сиблингов
  • Перекладывание ответственности
  • Отрицание и задержка в достижении стадии принятия
  • Хронический стресс
  • Вспышки гнева
  • Подкрепление нежелательного поведения

Время работает против нас. Это значит, что чем раньше обнаружить проблему, принять меры, тем выше шанс избежать трудностей . Бывает так, что медикам не хватает ресурсов, они страшатся ответственности за неправильный диагноз, перекладывают ее друг на друга, используют обтекаемые формулировки, назначают «пустышки» до тех пор, пока отличия от сверстников не станут очевидными даже обычному человеку. К сожалению, время бывает упущено. Укоренившиеся отклонения труднее поддаются изменениям. Не ждите возраста 3-5 лет , в центр душевного здоровья вы можете обратиться с ребенком от года и старше.

Заметив настораживающие признаки у своего малыша, не закрывайте на это глаза, не бойтесь ярлыков. Наша организация гарантирует полную анонимность. Игнорирование положения вещей не принесет ничего хорошего в будущем ни вам, ни вашему ребенку. Задача наших специалистов не выставить ограничения, «клеймо на всю жизнь» в качестве диагноза. Главная цель всего персонала — помочь пациенту и его родным.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности
Задать вопрос врачу
Анонимно. бесплатно.
ответим всем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню